Как вернуть авиабилеты?

АвиабилетыКак вернуть авиабилеты, если Ваши планы изменились или, не дай бог, случилась серьезная неприятность? С развитием авиаперевозок путешествовать стало намного проще, но отнюдь не дешевле. Однако если подойти к поиску билетов системно, все-таки есть шанс найти приемлемый вариант. Как же становится обидно, когда воспользоваться билетом не удалось! И причин для этого может быть масса. Давайте же разберемся, можно ли сдать авиабилет и получить за него деньги?

 

Вернуть билет можно, но не всегда

 

Говоря о возврате авиабилетов, стоит отметить последние изменения в Воздушном Кодексе РФ, регулирующем условия авиаперевозок, которые вступили в силу с 21 июня 2014 года. Скажем прямо, эти изменения больше на руку авиакомпаниям, давно практикующим продажу так называемых «невозвратных» билетов: стоят они дешевле, но вернуть их нельзя (если точнее, сами авиабилеты вернуть можно, но вот деньги за них не возвращают).

 

Авиакомпании уже давно предлагают «невозвратные» билеты своим клиентам. Ранее пассажиры, которые не останавливались перед отказом перевозчика вернуть деньги за сданный авиабилет, обращались в суд и выигрывали – ведь до недавнего времени в законе не было различий между видами авиабилетов, и к ним применялись одинаковые правила.

 

Теперь на законодательном уровне выделяют два типа билетов:

 

  • получаемые пассажиром при заключении договора воздушной перевозки, которые предусматривают возврат провозной платы;
  • получаемые пассажиром при заключении договора воздушной перевозки, которые предусматривают невозврат провозной платы.

 

И уже рассматривая конкретную ситуацию, авиакомпания решает вопрос о возврате денег – в зависимости от условий, при которых происходит сдача билета.

 

Пассажир по своей инициативе сдает авиабилет

 

При условии, что вы купили обычный билет, необходимо постараться сдать провозной документ хотя бы за сутки до рейса: тогда вам вернут его полную стоимость. Если же сдадите его позже, то неустойка может составить 25%, однако остальную сумму вернут. А вот если попытаться сдать такой билет после окончания регистрации на рейс, то надеяться будет не на что.

 

Если же вы соберетесь сдавать «невозвратный» авиабилет, вам вернут мизерную часть его стоимости, которая взимается авиакомпанией для организации международных перевозок. Однако существуют исключения. Иногда пассажир вынужден отказаться от перелета из-за таких обстоятельств, как:

 

  • собственная болезнь;
  • болезнь члена семьи или близкого родственника, которые должны были лететь вместе с ним;
  • смерть члена семьи или близкого родственника.

 

В таких случаях (если есть документальное подтверждение данного факта), можно обратиться к авиаперевозчику до окончания регистрации на рейс и получить полную компенсацию стоимости перелета и по обычному, и по «невозвратному» авиабилету.

 

Возврат авиабилета: договор перевозки расторгается авиаперевозчиком

 

В данном случае возможность получения компенсации за авиабилет зависит от причин, по которым перевозчик решил расторгнуть договор. Рассмотрим ситуацию, когда пассажир совершил следующие действия, повлекшие за собой отказ авиаперевозчика от исполнения договора:

 

  • нарушил паспортные, таможенные, санитарные и иные требования;
  • отказался выполнять авиационные правила;
  • отказался оплатить стоимость перевозки багажа сверх бесплатной нормы;
  • отказался оплатить перелет следующего с ним ребенка старше 2 лет;
  • собирался перевезти в багаже запрещенные предметы.

 

В таких случаях авиаперевозчик вправе разорвать с пассажиром договор. А деньги – за вычетом 25% неустойки – возвращаются, только если это был обычный билет. По «невозвратным» билетам в таких ситуациях деньги не вернут.

 

Если же пассажиру в перелете отказали по состоянию здоровья, то может быть два варианта:

 

  • пассажиру вернут деньги за авиабилет, если отказ связан с отсутствием на борту условий, которые сделают перевозку безопасной для здоровья;
  • пассажир не получит денег, если состояние его здоровья вызывает беспорядок и неустранимые неудобства.

 

Стоит упомянуть, что деньги за билет не будут также возвращены пассажиру, создавшему угрозу безопасности полета или жизни и здоровья остальным лицам, Билет на самолетнаходящимся на борту.

 

Возврат денег за авиабилет при переносе или отмене рейса

 

Если рейс был перенесен, пассажир может остаться дожидаться вылета. При этом у него нередко возникают дополнительные расходы, например, за гостиничный номер. Такие затраты авиаперевозчик обязан пассажиру возместить. Кроме того, авиаперевозчик должен будет компенсировать моральный ущерб, вызванный задержкой рейса и созданными неудобствами.

 

Другой вариант решения ситуации – возврат авиабилета на отложенный рейс и покупка нового, в нужное время. В этом случае уплаченная сумма за билет, и обычный, и «невозвратный» также должна быть возмещена пассажиру.

 

Процедура возврата авиабилетов

 

Если все же сложились обстоятельства, что вы решили не лететь, вам необходимо сделать следующее:

 

  1. Внимательно изучите прилагающиеся к билету условия перевозки. Имейте в виду: если внутренние правила перевозчика противоречат закону, то они считаются недействительными. В приложенной к билету информации должен быть описан порядок и условия его возврата, а также указан адрес, по которому необходимо обращаться с этой целью. Аналогичная информация должна быть размещена и на официальном сайте авиаперевозчика (или агента, продавшего билеты).
  2. Если вы приобрели билеты у агента, первоначально следует обратиться к нему (сначала можно по телефону). Но если устный разговор не складывается и не решает проблему, вам стоит свои аргументы направить в письменном виде – например, электронной почтой или ценным письмом. Однако не забывайте о сроках! Первое письменное обращение, предупреждающее агента о вашем отказе от полета, должно быть передано ему хотя бы за сутки.
  3. Если агент все же отказывает возвращать деньги за билет, вторым этапом становится обращение непосредственно к авиаперевозчику.
  4. Если же ваша проблема так и не решается, придется перейти к более серьезным мероприятиям – таким, как жалобы в Роспотребнадзор и Росавиацию.
  5. Ну и самый крайний случай – это суд, однако, в большинстве случаев, на этапе подачи жалоб в контролирующие органы деньги возвращаются (конечно, если это положено по закону).

Вся ваша претензионная переписка должна вестись в официальном стиле. И не забывайте, пожалуйста, что она может оказаться в суде в качестве доказательства.

 

Если вы считаете, что ваши права и интересы в области авиаперевозок были нарушены, за юридической помощью можно также обратиться в общественную организацию вашего города, стоящую на защите прав потребителей. Там вам предоставят адреса всех контролирующих органов и помогут правильно составить все необходимые документы: жалобы, претензии и иски.

 

 

Фото – FreeDigitalPhotos (BrandonSigma, ddpavumba)

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *